При реализации основных принципов Стратегии экологической политики Российской Федерации в области устойчивого развития и достижении комплексной экологической безопасности на территории Российской Федерации необходимо эффективно использовать инструменты и механизмы общественного контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования активно развивает и совершенствует систему общественного контроля в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования. В частности с 1 января 2017года вступили в силу поправки в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в котором определён порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Приказ Минприроды № 403 от 12 июля 2017 года "Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды" прошел регистрацию в Минюсте РФ 22.02.2018 № 50111 и вступил в действие 05 марта 2018 года.

Кто такой ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСПЕКТОР? КТО МОЖЕТ ИМ СТАТЬ? 

Главная функция общественного экологического инспектора – оказание содействия органам государственного надзора в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе. 

Порядок осуществления общественного экологического контроля установлен в ст. 68 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Общественные инспекторы при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора. 

Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. 

Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. 

ПРАВА ОБЩЕСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИНСПЕКТОРА. 

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора; 

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений; 

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды; 

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания; 

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; 

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения. 

УДОСТОВЕРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНСПЕКТОРА. 

В соответствии с приказом Минприроды России «Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды», территориальные органы Росприроднадзора, а также территориальные органы Рослесхоза и региональные органы государственного экологического надзора, наделены полномочиями по проведению оценки знаний граждан, претендующих на присвоение статуса общественного инспектора по охране окружающей среды и по выдаче удостоверений общественных инспекторов. 

Для присвоения статуса общественного инспектора гражданин подает заявление в территориальный орган Росприроднадзора. 

В целях организации деятельности общественных инспекторов в территориальных органах создаются комиссии по организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. Комиссии рассматривают документы в течение 30 дней с даты их поступления. В случае соответствия документов установленным требованиям, проводится заседание комиссии с целью оценки знаний гражданина, необходимых для осуществления функций общественного инспектора. 

В заседаниях комиссии могут принимать участие члены Общественного совета при Росприроднадзоре, при котором создана Комиссия по координации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. 

Комиссия принимает решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора, продлении срока действия удостоверения общественного инспектора. 

Присвоение гражданину статуса общественного инспектора осуществляется после оценки его знаний, необходимых для выполнения функций общественного инспектора, которая проводится на заседании Комиссии. 

После успешного прохождения тестирования, Комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора, ему выдается удостоверение сроком на 1 год по форме, утвержденной Приказом. Срок действия удостоверения может быть продлен путем подачи общественным инспектором в орган государственного надзора заявления о продлении срока действия удостоверения. 

Удостоверения, выданные территориальными органами Росприроднадзора, действуют на всей территории Российской Федерации. 

К заявлению о продлении срока действия удостоверения прилагается, в том числе отчет о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля, в том числе о содействии органам государственного надзора в природоохранной деятельности. В случае успешного осуществления прав общественного инспектора срок действия может быть продлен на 1 год. 

ПРАВА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИНСПЕКТОРОВ. 

Общественные инспекторы могут осуществлять общественный экологический контроль, как в составе объединений общественных инспекторов по охране окружающей среды, так и самостоятельно. 

При создании инспекций из числа общественных инспекторов выбирается руководитель инспекции, который направляет уведомление о создании инспекции в Общественные советы, организует работу инспекции и осуществляет взаимодействие с Общественными советами, в том числе представляет инспекцию на заседаниях Общественного совета. 

Общественные инспекторы по охране окружающей среды и инспекции имеют право направлять в Общественные советы отчеты о результатах осуществления общественного экологического контроля, а также отзывы, предложения и замечания по вопросам, отнесенным к компетенции Общественных советов, включая предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора.